Сайт учителя ТЕХНОЛОГИИ

РП 2019-2020 Лоскутные фантазии 5-7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7

имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»

 

                                                                                                                                                                       

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

__________________

 «___»_____20___г.

 

УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  приказом  директора

                                                                                                         от «___»_____20___г. №____

 

                                                                           

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 «ЛОСКУТНЫЕ ФАНТАЗИИ»

(наименование учебного предмета, (курса), курса внеурочной деятельности)

                                                                  

                                                       5-7 класс

                                                                              (уровень образования)

                                                                  

                                                                  

                                                                                                                                  

                                                                 

                                          Программа составлена   учителем

                                                                  ____________ТЕХНОЛОГИИ____________

                                                                                               (предмет)

 

 Поповой Анной Николаевной

( Ф.И.О. квалификационная категория)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черногорск

 

  1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности мастерская «Лоскутные фантазии» (далее – программа) составлена в соответствии с:

  • Основной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова» от 22.06.2015 г. № 333 (с изменениями);
  • Положением о рабочих программах по предметам (курсам) учебного плана и курсам внеурочной деятельности, утвержденного приказом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова» от 10.03.2016г. № 139.

 

2.2. Цели и задачи:

Цель: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, развитие  интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.

 

Задачи:

  • введение учащихся в мир цвета, раскрытие закономерности цветовых сочетаний;
  • обучение традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание бережливости, экологической сознательности;
  • формирование технологической культуры;
  • формирование таких качеств личности, как - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

 

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

При реализации программы мастерская «Лоскутное шитье» результатами освоения являются:

3.1. Личностные результаты.

  • расширение знаний в области декоративно – прикладного творчества;
  • интерес к созданию новых форм в декоративно-прикладном искусстве;
  • уважительное и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров;
  • стремление развивать образное мышление при работе с цветовой композицией и эстетический вкус.

 

3.2. Метапредметные результаты.

 

  • умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;
  • способность ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • находить необходимую информацию в предложенных учителем журналах и пособиях;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи слушать и понимать речь других;
  • умение вести беседу;
  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Планируемые результаты освоения курса.

К концу учебного года  учащиеся должны знать:

  • историю возникновения ремесла, символику и обрядовое значение шитья из лоскута;
  • приспособления и инструменты для лоскутного шитья;
  • правила подбора ткани по цвету и фактуре;
  • основы цветоведения;
  • техники шитья традиционных элементов: «квадрат», «треугольник», «трапеция»;
  • приемы и навыки ручного и машинного шитья для качественного исполнения лоскутных работ;

К концу учебного года  учащиеся должны уметь:

  • правильно выполнять изделие, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
  • разрабатывать отдельные элементы и технологическую последовательность их исполнения;
  • работать с первоисточниками, экспериментировать, соединять свои композиционные решения в рамках традиционной системы лоскутного шитья;
  • проектировать изделия в цвете;

 

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности.

Вводное занятие. (1ч)

Цели и задачи курса. Правила безопасности труда. Технология изготовления изделий из лоскутков. Практическая работа: определение вида ткани, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, определение направления долевой нити на ткани.

 

Лоскутное шитье как вид декоративно- прикладного творчества. (1ч)

Лоскутное шитье как вид декоративно- прикладного творчества. Терминология. О развитии лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитье России. Технологические основы лоскутного шитья. Ткань как материал для творчества.

 

Основы цветовой грамоты. (3ч)

Цвет. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. Контраст цветов. Пространственное смешение цветов. Практическая работа «Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний».

 

Законы и правила орнаментальной композиции. (3ч)

Виды орнаментов. Законы и правила орнаментальной композиции. Пропорции. Практическая работа «Построение статической раппортной композиции».

 

Технологические основы лоскутного шитья. Немецкие, американские и японские традиции лоскутного шитья. (12ч)

Технология работы над лоскутным изделием. Материалы, инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Понятие о техниках лоскутного шитья. Техники: «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника». Замысел. Поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы. Выполнение рабочего чертежа. Стежка. Практическая работа «Выполнение из ткани образца рисунка (техника по выбору)». Американский пэчворк. Практическая работа «Сборка блоков: «День и ночь», «Балканская головоломка», «Индейская стрела», «Падающая звезда», «Бережливость», «Дорога в рай». Печворк и квилт – немецкие традиции. Японский квилтинг. Практическая работа «Изготовление небольшого изделия».

 

Традиционное лоскутное шитьё в России (12 ч)

О русской тряпичной кукле. Кукла- закрутка. Сшивная кукла. Этнографическая кукла. Русский народный костюм. Основы русского кроя. Цвет в народном костюме. Орнаментальный декор народного костюма. Практическая работа «Изготовление сшивной куклы».  Практическая работа «Изготовление народного костюма для куклы»

 

Экскурсия. (1 ч)

Экскурсия на выставку декоративно- прикладного творчества в краеведческий музей.

Итоговое занятие (1 ч)

Обсуждение экскурсии и оформление выставки работ в школе.

 

Резерв (0-2 ч)

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

 

Программа рассчитана для обучающихся 5-7  классов. На изучение курса отводится: 1 год обучения – 34 часа (изучение в объеме 1 час в неделю). Резервное время – 0-2 часа. Большую часть содержания программы составляют практические работы (до 70% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме ведется от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придает конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, но и обеспечивает их лучшее понимание и усвоение, учит эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приближает их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволяет учащимся включиться в процесс научного исследования, прививает им навыки искусствоведческой работы.

Ориентировка на проблемный метод обучения; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся. Каждый блок учебного материала имеет систему заданий, выполнение которых призвано обеспечить более глубокое, прочувствованное усвоение полученных знаний, предоставить возможность реализовать (проинтерпретировать) их в индивидуальной самостоятельной работе.

Расширение полученных на уроках знаний в процессе посещения музеев и ознакомления с доступными музейными коллекциями, виртуальными экскурсиями.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

Лучшие работы учащихся выставляются на выставках, ярмарках.

Межпредметные связи: математика, черчение, ИЗО.

Формы и методы обучения: лекция, рассказ, беседа, презентация, практическая работа, экскурсия, проект.

 

  1. Тематическое планирование.

 

№ урока

Раздел / Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие

 

1.1

Цели и задачи курса. Правила безопасности труда. Технология изготовления изделий из лоскутков.

1

2

Лоскутное шитье как вид декоративно- прикладного творчества

 

2.1

Терминология. О развитии лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитье России. Ткань как материал для творчества.

1

3

Основы цветовой грамоты

 

3.1

Цвет. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. Контраст цветов. Пространственное смешение цветов.

1

3.2

Практическая работа «Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний».

2

4

Законы и правила орнаментальной композиции.

 

4.1

Виды орнаментов. Законы и правила орнаментальной композиции. Пропорции.

1

4.2

Практическая работа «Построение статической раппортной композиции».

2

5

Технологические основы лоскутного шитья. Немецкие, американские и японские традиции лоскутного шитья.

 

5.1

Технология работы над лоскутным изделием. Замысел.

1

5.2

Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы. Выполнение рабочего чертежа.

1

5.3

Практическая работа «Выполнение из ткани образца рисунка (техника по выбору)».

1

5.4

Практическая работа «Сборка блоков: «День и ночь»

3

5.5

Практическая работа «Изготовление небольшого изделия».

3

5.6

Практическая работа «Изготовление небольшого изделия».

3

6

Традиционное лоскутное шитьё в России

 

6.1

О русской тряпичной кукле.

Русский народный костюм. Основы русского кроя. Цвет в народном костюме. Орнаментальный декор народного костюма.

1

6.2

Практическая работа «Изготовление сшивной куклы»

2

6.3

Практическая работа «Изготовление народного костюма для куклы»

9

7

Экскурсия.

 

7.1

Экскурсия на выставку декоративно- прикладного творчества

1

8

Итоговое занятие

 

8.1

Обсуждение экскурсии и оформление выставки работ в школе.

1

9

Резерв

 

9.1

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

1

9.2

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

1

 

Итого:

36ч.

Оставить комментарий: